Пресс-выпуск № 6 студенческого социологического агентства «Мониторинг»

Социально-экономическое самочувствие многодетных семей (на примере г. Волгограда)

Метод исследования. Анкетный опрос (n=160чел., из них было опрошено 20,6% — мужчин, 79,3% — женщин). Исследование было проведено среди многодетных родителей, проживающих в районах г. Волгограда. Тип выборки — метод доступного случая.

Подробнее

Феномен многодетной семьи в XXI в.: ответственность или особый образ жизни?

В России в связи с социально-экономическими реформами, произошедшими в конце 90-х г. XX в., феномен многодетности утрачивает свою первоначальную значимость и все чаще ассоциируется с понятием «ответственность». Согласно данным опроса, 60% опрошенных отметили, что многодетная семья — это «большая ответственность».

Географическое положение, национальный состав и религиозные убеждения предопределяют уровень рождаемости в России (см. таблицу № 1).

Таблица № 1.

Типология регионов РФ по количеству детей до 18 лет в семьях с детьми

Тип региона по числу детей до 18 лет Число субъектов РФ Субъекты РФ
Низкий 8 Санкт-Петербург, Московская, Тульская и Мурманская области, Москва, Ярославская, Ивановская и Владимирская области
Ниже среднего 33 Сахалинская, Смоленская, Нижегородская, Магаданская, Ленинградская, Рязанская, Самарская, Калининградская, Калужская, Пензенская, Камчатская, Воронежская, Тверская, Липецкая и Орловская области, Республики Карелия и Мордовия, Псковская и Свердловская области, Приморский и Хабаровский края, Новгородская, Тамбовская, Костромская, Белгородская, Саратовская и Курская области, Алтайский край, Республика Коми, Кировская, Новосибирская, Ульяновская и Кемеровская области
Средний 19 Челябинская, Архангельская, Волгоградская, Ростовская, Томская, Вологодская и Брянская области, Ханты-Мансийский авт. округ, Пермская область, Красноярский край, Амурская область, Удмуртская Респ., Омская область, Краснодарский край, Тюменская, Курганская и Оренбургская области, Республики Хакасия и Марий Эл
Выше среднего 13 Еврейская авт. область, Иркутская область, Ямало-Ненецкий авт. округ, Республика Татарстан, Астраханская область, Чувашская Республика, Чукотский авт. округ, Ставропольский край, Республики Башкортостан, Бурятия и Адыгея, Читинская область, Таймырский АО
Высокий 16 Корякский, Эвенкийский, Ненецкий и Коми-Пермяцкий автономные округа, Республики Алтай, Калмыкия, Саха (Якутия), Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания и Тыва, Агинский Бурятский АО, Кабардино-Балкарская Республика, Усть-Ордынский Бурятский АО, Республики Дагестан, Чеченская и Ингушетия

 

Наиболее высокий процент рождаемости превалирует на территориях, где официальной религией является мусульманство (Кабардино-Балкарская республика, Республики Дагестан, Чеченская, Республика Ингушетия и др.).

В зависимости от Федерального округа РФ меняется и сущностное понимание феномена «многодетной семьи». Так, в Центральном ФО многодетной является семья, имеющая трое и более детей (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, возраста 18 лет. В Северо-Западном ФО многодетной считается семья, в составе которой трое и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет.

Экономическое положение многодетных семей

Если анализировать экономической положение многодетных семей, проживающих на территории Волгоградской области, то 53,1% оценивают уровень своего материального положения как низкий (см. диаграмму № 1).

Диаграмма 1

 

Были выявлены основные группы социально-экономических проблем многодетных семей: материальные (79,3%), жилищные (58,1%), трудовые (23,7%). Основным источником дохода многодетных семей, исходя из ответов респондентов, является заработная плата — 91,88%, при этом 6,88% опрошенных живут на социальные пособия, а 1,25% опрошенных живут за счет помощи родственников (см. диаграмму 2). 76% опрошенных утверждают, что их семьи нуждаются в улучшении жилищных условий (см. диаграмму 3).

Диаграмма 2.

Диаграмма 3.