История Регионального методического центра по финансовой грамотности

История Регионального методического центра по финансовой грамотности

Реализация программ по повышению финансовой грамотности с участием сотрудников Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС ведется с 2009 года. Институт накопил богатый опыт по проведению разнообразных мероприятий по продвижению и развитию финансового образования в Волгоградской области. Наработки преподавателей ВИУ РАНХиГС были использованы в рамках реализации программ повышения финансовой грамотности и на федеральном уровне.

Опыт института в ретроспективе:

2009 — Курсы повышения квалификации в Институте Независимых Финансовых и Инвестиционных Советников по программе «Управление Личными Финансами». (72часа)

В рамках курсов раскрывались приемы и методы финансового консультирования, обсуждалась возможная структура учебной программы повышения финансовой грамотности. 5 преподавателей академии прошли курсы повышения квалификации с получением соответствующих удостоверений.

2010 — Проведение курсов повышения финансовой грамотности по договору с МДМ-Банком. (72часа)

В рамках учебного курса раскрывались основы финансовой математики, кредитных и депозитных операций, инвестиционной деятельности, страховых операций, управления личным бюджетом и прочее. Курсы повышения финансовой грамотности прошли 20 человек, направленных МДМ-Банком.

2011/12 — Реализация договора с комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Волгоградской области по проведению мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности жителей региона.

1) Подготовка волонтеров и организация выездных образовательных мероприятий в школах Волгоградской области.

Преподавателями института были подготовлены 15 волонтеров, целью которых являлась популяризация вопросов повышения финансовой грамотности в сельских районах области; проведена просветительская работа с сельскими школами 4 районов.

2) Выпуск серии брошюр, посвященных вопросам повышения финансовой грамотности.

Преподавателями института было подготовлено 8 брошюр, общим тиражом 800 шт. Каждая брошюра носила просветительский характер и в доступной форме раскрывала наиболее актуальные вопросы финансового характера, стоящие перед россиянином: управление личными финансами; распознавание финансовых пирамид; страхование; кредиты; интернет-платежи; инвестиции; банковские карты и др.

3) Выпуск серии передач на телеканале «Ахтуба».

Преподавателями института было подготовлено 6 телевизионных передач, каждая из которых транслировалась как минимум три раза на территории 7 районов Волгоградской области, а также на территории городов Волгоград и Волжский. Каждая программа была посвящена актуальным вопросам финансового характера, стоящим перед жителем региона: пенсии, страхование, кредиты, интернет-платежи, инвестиции. Эксперты, приглашенные в передачу, являлись представителями органов власти, коммерческих структур, населения.

4) Сотрудничество с печатными СМИ.

В рамках сотрудничества со СМИ охвачено 3 региональных телеканала, 2 радиостанции, 4 печатных средства массовой информации. Представители института выступали в качестве экспертов и авторами материалов, которые размещались в региональных СМИ различного формата.

5) Ведение блогов и групп в социальный сетях.

Охвачены 3 социальные сети: Живой журнал, Вконтакте, Твиттер. Материалы, публикуемые в блоге, микроблоге и на странице социальной сети ежедневно освещали самые различные аспекты финансового развития человека.

6) Подготовка мультфильмов, посвященных актуальным вопросам финансовой грамотности.

Подготовлено 3 мультфильма. Целью создания мультфильмов являлось обучение основам рационального финансового поведения детей младшего возраста.

2012/13 — Реализация договора с комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Волгоградской области по проведению мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности жителей региона.

1) Подготовка комплексного интерактивного учебного продукта по повышению финансовой грамотности для школьников старших классов и их родителей: учебное пособие, рабочая тетрадь, электронные учебные материалы, энциклопедия по финансовой грамотности для родителей.

Интерактивный курс предусматривает обеспечение преподавателя и студента полноценным комплектом материалов для формирования финансовых знаний у школьника. Курс включает в себя теоретические и практические материалы.

2) Разработка игры для детей 12-15 лет «Феня».

Компьютерная игра представляет собой имитацию финансового поведения человека. Ребенок в процессе игры должен принимать финансовые решения, которые позволят развиваться герою игры. Игра происходит в процессе реального времени и не ограничена по срокам.

3) Разработка электронной программы «Семейный бюджет».

Разработана компьютерная программа для планирования личного бюджета. Помогает планировать расходы и доходы семейного бюджета, формировать и контролировать накопления, кредитные операции и пр.

4) Съемка документального фильма для популяризации проблемы повышения финансовой грамотности.

Снят документальный фильм, в котором эксперты, студенты, преподаватели, случайные прохожие рассуждают на тему необходимости повышения финансовой грамотности в жизни современного человека.

5) Подготовка и трансляция социальных роликов по вопросам повышения финансовой грамотности.

Подготовлено 3 социальных ролика, транслировавшихся в одной из крупнейших торговых сетей города. Ролики пропагандировали использование моделей рационального финансового поведения.

2013/14 — Реализация договора с комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Волгоградской области по проведению мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности жителей региона.

1) Издание учебных материалов для воспитанников детских домов: учебное пособие «Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов», рабочая тетрадь для обучения финансовой грамотности воспитанников детских домов, «Сборник игр по финансовой грамотности для воспитанников детских домов».

Созданные материалы обеспечивают теоретическое и практическое обучение воспитанников детских домов азам финансовой грамотности. В силу специфичности целевой аудитории к работе над материалами привлекались преподаватели финансовых дисциплин, а также психологи.

2) Конкурс для воспитанников детских домов на самый лучший личный бюджет, полученный в рамках интерактивной игры «Мой личный бюджет».

Конкурс мотивировал воспитанников детских домов познавать и применять на практике навыками формирования и реализации личного финансового плана.

3) Подготовка 6 юмористических сценариев, посвященных вопросам повышения финансовой грамотности, и основанных на высмеивании нерационального финансового поведения с поучительными моментами.

Подготовленные материалы позволяют использовать сказочные мотивы и сказочных персонажей для поддержания интереса к финансовой проблематике в повседневной жизни и выработке навыков рационального финансового поведения.

4) Проведение занятий финансовой грамотности для воспитанников детских домов 8-16 лет с использованием разработанного инструментария донесения финансовой информации.

Проведены занятия в 4 детских домах. Преподаватели и психологи выезжали в детские дома для апробации учебных материалов, разработанных в рамках договора.

2014/15 — Издание федерального учебного пособия по финансовой грамотности.

Издано: учебное пособие, пособие для родителей, пособие для преподавателей, измерительные материалы.

Преподавателями Института и издательством Вита-Пресс по заказу Министерства финансов России выпущено федеральное учебное пособие для школьников старших классов по обучению основам финансовой грамотности. Апробация учебного пособия происходит в нескольких российских регионах в 2015 году.

С апреля 2016 года Волгоградский институт управления — филиал РАНХиГС участвует в реализации проекта «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности». В рамках реализации указанного проекта Волгоградская область является «пилотным» регионом, на территории которого планируется обучить 1500 преподавателей.