Есть ли права у роботов?
Пытались выяснить представители Волгоградского института управления вместе с волгоградскими школьниками в рамках проекта Школа правовой грамотности «Право? Знать!»
Цифровизация все больше проникает в нашу жизнь, расширяются сферы жизнедеятельности, в которых применяется искусственный интеллект. Внедряются роботы в производство и сферы услуг. Все чаще мы говорим о том, что скоро нас заменят роботы, а многие профессии перестанут существовать.
В этой связи с юридической точки зрения весьма интересным представляется вопрос, когда роботы станут субъектами права. Или они уже отвоевывают себе права у людей?
Именно на эту тему состоялась беседа представителей Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС с волгоградскими школьниками, проходившая 31 января 2020 года в рамках проекта Школа правовой грамотности «Право? Знать!» на базе Волгоградской областной библиотеки для молодежи. Занятие проводили директор Центра бесплатной правовой помощи (юридическая клиника) Светлана Миронова и студент юридического факультета Алексей Арсёнов.
Вопрос, вынесенный на обсуждение: «Есть ли права у роботов?», вызвал живой интерес у присутствующих.
В мире можно встретить множество примеров деятельности роботов. Например, робот по имени София получил гражданство Саудовской Аравии. В Китае робот Сяо И сдал экзамены на врача и получил лицензию. Юридическая фирма в США наняла на работу робота-юриста по имени Росс. Развитие беспилотного транспорта ставит вопрос о том, кто должен нести ответственность за вред, причиненный беспилотником. Искусственный интеллект пробует себя и на творческой ниве — создавая художественные произведения, рисуя картины. Нужно ли защищать их авторские права в этом случае?
Можно ли в этих случаях говорить о роботах как о субъектах права? Или все же они пока являются объектами правоотношений? С одной стороны, говорить о том, что роботы являются субъектами права пока преждевременно. В то же время, в Европе уже обсуждается вопрос о возможном правовом регулировании предоставления роботам статуса электронной личности, что позволит решать вопросы, связанные с причинением ими ущерба.
Во время занятия школьникам было предложено поразмышлять, какими именно правами роботы могут быть наделены в ближайшем будущем и как скоро это произойдет.
– Тема вызвала бурную дискуссию и заставила ребят задуматься, смогут ли они конкурировать с роботами, какими правами человека и гражданина наделен каждый из нас, — поделилась впечатлениями от мероприятия директор юридической клиники Светлана Миронова. — Проведение таких занятий показывает, как меняется право в нашей жизни, какие новые правовые явления возникают и к чему быть готовыми в будущем.