Стажировка в Кельне: студенты познакомились с дуальной системой подготовки госслужащих в Германии
3-й день стажировки студентов Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС в администрации города Кельна проходил в новом здании администрации, а именно в отделении по отбору и подготовке стажеров в органы государственной власти. Воркшоп для российской делегации провел Кристиан Вольфторф, который, будучи стажером администрации, сам побывал в России по аналогичной программе обмена. Сейчас он полноценный сотрудник отдела развития и ежегодно он и его коллеги получают более 2,5 тысяч заявок от желающих работать в их команде.
Г-н Вольфторф рассказал, что все заявки на первом этапе проходят отбор, после чего допущенные до собеседования кандидаты в групповом и индивидуальном собеседовании должны заинтересовать работодателя. В итоге к подготовке государственных служащих будет допущено лишь 300 человек. Всего в администрации Кельна работает около 20 000 сотрудников, ежегодно их ряды пополняют 600 новых стажеров, многие из которых остаются работать в администрации после прохождения обучения.
Кристиан Вольфторф: «Должность государственных служащих в Германии является престижной, высоко оплачиваемой и гарантирующей трудоустройство в будущем. Для потенциальных работодателей академическая успеваемость претендента не всегда является определяющей, главными для кандидатов являются таланты, трудолюбие и индивидуальные предпочтения и склонности».
Почему же, по мнению господина Вольфторфа, данная профессия является настолько привлекательной в Германии? Во-первых, широта охвата предлагаемых профессиональных профилей позволяет многим найти себя: от садовников, работников детских садов и поваров до работников банковских сфер, документоведов, библиотекарей, сотрудников органов правопорядка – каждый может найти занятие по вкусу. Во-вторых, курирующие сотрудники администрации не боятся давать полномочия молодым людям, проходящим стажировку, им поручается организация и проведение различных культурных, спортивных и прочих мероприятий. Ответственность, уверены здесь, способствует дальнейшему формированию самостоятельности. Кроме того, сотрудники администрации имеют возможность повышать квалификацию.
Кто может подать заявку на прохождение стажировки по дуальной системе при администрации города Кельна? Здесь нет ограничений по национальности, половой принадлежности и пр., главным условием является хорошее владение немецким языком, умение работать с документами, а также профессиональные навыки, знания и таланты. Так, например, сотрудник политического отдела должен уметь поддержать беседу на одну из актуальных международных тем, написать по ней эссе. Претендент на должность садовника должен уметь пересадить растение, определить вид дерева и пр.
Благодаря дуальной системе подготовки государственных служащих уровень безработицы среди молодежи Германии один из самых низких в Европейском Союзе. Это достигается благодаря тому, что обучение на протяжении 3-х лет проходит под эгидой университета по подготовке государственных служащих и полтора года – на рабочем месте. При этом стажеры получают зарплату около 1200 евро, которая позволяет и работать, и обучаться. Окончательный балл после прохождения стажировки формируется по следующему принципу: 20% – оценка за выпускную квалификационную работу уровня бакалавр, 10% – устный ответ на экзамене и 70% – практические задания, выполняемые стажером на рабочем месте.
Неотъемлемой частью подготовки государственного служащего в Германии является международный опыт. Кельн – многонациональный, динамично развивающийся город, для успешной работы в нем нужно иметь широкий кругозор и межкультурные компетенции.
Для эффективного выполнения профессиональных задач в будущем большинство стажеров участвуют в различных программах по международному обмену с такими странами как Италия, Россия, США, Греция, Израиль, Испания, Финляндия и многими другими.
Особый интерес у наших участников вызвал вопрос об отборе претендентов работодателем в ходе собеседования или интервью. Г-н Вольфторф пояснил, что они целенаправленно работают над формированием успешной команды, в которую должны входить не только люди, умеющие четко и правильно выражать свои мысли – лидеры, но и молчаливые, трудолюбивые люди, способные довести начатое дело до конца. Также важную роль играет предыдущий опыт и уровень образования. И несмотря на то, что учеба является достаточно сложной, показатели успешно завершивших обучение довольно высоки – от 95 до 99%.