Социологическое исследование по заказу областного комитета образования и науки
Сотрудники студенческого социологического агентства «Мониторинг» по заказу комитета образования и науки Волгоградской области провели социологическое исследование на тему «Репродуктивные установки студенческой молодежи» на базе нашего вуза. В анкету были введены вопросы о брачном поведении студентов, их репродуктивных ориентациях, о степени выраженности ценностных установок, связанных с рождением детей. Исследование было проведено среди студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» в Волгоградском институте управления РАНХиГС. Тип выборки — сплошная.
По результатам проведённого социологического исследования, в котором принимали участие студенты-бакалавры в возрасте с 16 до 23 лет, 92,0% не состоят в браке, 5,2% состоят в гражданском браке, 2,8% находятся в разводе.
При изучении репродуктивных установок особый акцент был сделан на изучении желаемого и планируемого числа детей среди студенческой молодежи (см. таблицу № 1).
Таблица №1
Показатели желаемого и планируемого числа детей (%)
Вариант ответа | «Желаемое» | «Планируемое» |
---|---|---|
1 | 18,4 | 17,1 |
2 | 46,6 | 46,5 |
3 | 25,9 | 26,4 |
4 | 6,9 | 6,5 |
5 и более детей | 2,3 | 3,5 |
По расчетам демографов и социологов на сегодняшний день для воспроизводства населения необходим уровень рождаемости не менее 2,14 ребенка в среднем на одну женщину. Из представленной таблицы № 1 следует, что большинство респондентов планируют и желают иметь в будущем не более 2-х детей.
В результате проведенного анализа было установлено, что 80,3% опрошенных в ближайшее время не собираются заводить детей (см. диаграмму № 1).
Диаграмма № 1
Планируете ли Вы в ближайшее время рождение детей?
Были выявлены основные группы факторов, оказывающие влияние на репродуктивные установки молодых людей: а) экономические; б) социальные (уровень образования) (см. диаграмму № 2,3).
Диаграмма № 2
Экономические факторы, оказывающие влияние на репродуктивные установки молодых людей
Диаграмма № 3
Социальные факторы, оказывающие влияние на репродуктивные установки молодых людей